Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал

Хуторянка

Теремок





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Виктория

Фауна




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Мечта
С легким паром!
Евротель
Массаж и релакс
Эйфория
Будь здоров!
Professional

Вернуться
Тельняшка вне закона
Автор: Андрей НИКИТИН

Источник: журнал Колумб № 19 (2005)

Размещение на сайте – декабрь 2005 г.



Морские путешествия стали популярными сразу же после того, как флотилия испанских кораблей под командованием Христофора Колумба открыла Новый Свет. Испанцы, португальцы, а затем голландцы, англичане, немцы и французы ринулись покорять Мировой океан. Море всегда привлекало людей с широкой душой, различных авантюристов, разбойников, бескорыстных рыцарей-романтиков. Практически сразу в этой среде появились свои обычаи, некоторые сохранились до наших дней. А морская одежда, сленг, юмор, манера поведения давно служат темой для многочисленных баек.

ПОД ЗВОН СКЛЯНОК

«Пробило четыре склянки», - говорит. один матрос другому. Оба понимают, что речь идет о времени. А сколько же это по обычным, сухопутным часам? Здесь необходимо понять, что представляет собой склянка.

Большинство морских обычаев и традиций появилось во времена парусного флота. Механических часов тогда еще не существовало, и время отмеряли по песочным. Самые «мощные» песочные часы могли засечь период времени длиной 30 минут. После чего вахтенный матрос переворачивал их и бил в небольшой колокол. Это означало, что прошло еще полчаса корабельного времени. Отсчет велся от полудня. Таким образом, четыре склянки - это два часа дня. Но здесь имеется одна тонкость. Больше восьми склянок не бывает, и после них начинается новый отсчет. Соответственно, пять склянок могут обозначать и половину третьего дня, и половину седьмого утра, и половину одиннадцатого вечера. Поэтому важно знать, какую пробили склянку - дневную, вечернюю, утреннюю или ночную.

В российском флоте корабельный колокол называют рындой. Хотя рындами именовали царских телохранителей допетровской Руси: молодых воинов, стоявших у трона с алебардами. Какое же отношение они могут иметь к морю? Оказывается, все дело в фонетической ошибке. Английская флотская команда ring the bell - ударь в колокол, в русском языке трансформировалась в созвучное «рынду бей».

ТЕЛЬНЯШКА - МОРСКАЯ РУБАШКА

Тельняшка также появилась в парусном флоте и в буквальном смысле означала «нательная рубаха». Цветные поперечные полосы тельника хорошо заметны на фоне белых парусов и позволяли видеть – сколько матросов на вантах. Любопытно, что многие матросы вязали тельняшки сами. Ведь вязание крючком хорошо успокаивало нервы и позволяло скоротать однообразный досуг в кубрике.

В начале XVIII века практически во всех европейских флотах ввели единую форму одежды, и тельняшка была объявлена «вне закона». Моряки стали носить казенное белье, узкие брюки до колен с чулками, форменные кафтаны и высокие шляпы, чем-то напоминавшие цилиндры. Если у матроса под мундиром обнаруживали полосатый тельник, его наказывали.

Тельняшку реабилитировали только в середине XIX века, когда в моду вошел голландский морской костюм. Он состоял из короткого бушлата, синей фланелевой куртки с глубоким вырезом на груди (летом носилась белая полотняная куртка), тельняшки и расклешенных черных брюк.

В России первые тельняшки появились только в 1874 году. Вместо узких кителей с высокими стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под «фланку» надевалась нательная рубашка с синими и белыми поперечными полосами, в соответствии с цветами русского военно-морского Андреевского флага. Новая форма была введена по инициативе великого князя Константина Николаевича.

Приказ был подписан 19 августа 1874 года, и этот день может считаться днем рождения русской тельняшки. Первые тельники выглядели несколько иначе, чем современные. Синие полосы на них были гораздо уже белых. И только в 1912 году ширина полос стала одинаковой, каждая по четверти вершка (1 сантиметр). Одну половину ниток тельника должна составлять шерсть, другую - высококачественный хлопок. Только тогда он будет пропускать воздух при жаре и согревать тело при холоде.

Другой достопримечательностью морской формы стали брюки клеш.

Расширенные книзу штанины имели практический смысл. Моряки драют палубу, обильно поливая ее забортной водой. При этом на низ брюк попадает грязная вода. Но если закатать штанины выше колен, этой неприятности можно избежать. Закатать вверх удобнее расклешенные брюки, нежели узкие. Так возник знаменитый флотский клеш. Правда, со временем у матросов появилась рабочая одежда, а расклешенные брюки стали предметом парадной морской формы и средством неудержимой бравады.

По уставу низ флотских брюк никак не должен был превышать 27 сантиметров, но этот пункт постоянно обходился. Абсолютные рекорды были поставлены во время Гражданской войны, когда на русском флоте рухнула всякая воинская дисциплина. Классическими стали брюки с шириной низа 70 сантиметров, а некоторые умудрялись скроить «революционный» клеш шириной 1 метр.

Любопытно, что после разгрома в марте 1921 года Кронштадтского восстания первым делом новое начальство отрегулировало ширину флотского клеша в сторону значительного уменьшения.

Существуют и национальные особенности клешей. Так, английские и американские моряки гладят брюки не по стрелке, а вдоль боковых швов. За что их именуют «клешники шиворот-навыворот».

ЛЕЖИТ КОРАБЛЬ У МЫСА ГОРН

Байки - неотъемлемая черта флотской жизни. Протравить байку, то есть рассказать короткую, но увлекательную историю, должен уметь каждый моряк. Повелось это с тех далеких времен, когда на судне не имелось ни телевизора, ни радиоприемника, ни магнитофона, а подавляющее большинство команды даже не умело читать. Свободные от вахты матросы собирались в темном кубрике и рассказывали друг другу разные истории. Главным образом о пиратских сокровищах, знаменитых и таинственных кораблекрушениях, подводных кладбищах кораблей, расположенных возле мысов Горн, Гаттерас, Доброй Надежды и в холодном Бискайском заливе.

Но самой популярной стала легенда о «Летучем Голландце». Моряки передавали из уст в уста, как капитан и команда корабля-призрака были жестоко наказаны за некое богохульство и осуждены вечно скитаться по морям и океанам, играя в кости с дьяволом за спасение своей души. Однако, как только моряки начинают выигрывать; у дьявола все время из кубка выпадают три «шестерки» подряд. По поверью «Летучий Голландец» приносит гибель всем повстречавшимся с ним судам.

Вероятно, в этой легенде имеется некое рациональное зерно. Иногда пираты, захватив судно, не топили его, а привязывали мертвые жертвы к мачтам, леерам, фиксировали паруса, руль и пускали судно в свободное плавание. Несомненно, что такие вот корабли-призраки и послужили основой для создания легенды о «Летучем Голландце».

Впрочем, суеверие моряков порой трудно поддается логическому объяснению. Например, немецкие, датские и голландские моряки верят, что на каждом судне живет клабаутерманн. Это добрый, хотя и несколько ехидный корабельный домовой, чем-то похожий на гнома. С кирпично-красной рожицей, седыми волосами и бородой, одетый в морскую форму, он по ночам гуляет по палубе, дышит свежим воздухом. Но если клабаутерманн ночью вдруг оказался на мачте - это сигнал опасности.

Большинство моряков вы никогда не заставите выйти в море в пятницу, а английских капитанов еще и в понедельник. На некоторых сухогрузах и траулерах, оснащенных современной электроникой, считается плохой приметой иметь в наличии бритвы и зубные щетки. Это якобы может рассердить Нептуна.

Традиционно самой трудной считается ночная вахта и время между четырьмя и пятью часами утра. В этот час, что предшествует новому дню, с моря доносятся непонятные тревожные звуки, а по спине рулевого матроса от страха пробегают крупные мурашки. Самое надежное средство избавиться от этого наваждения, согласно старой традиции, сделать хороший глоток рома и почесаться спиной о мачту или переборку.
Вернуться
Круг Эпоны
Катюша трэвел
Екб-Европа-Азия
Гений

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: