Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал

Бистро Кафе

Лайнер





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Золотой АИ

Артемон




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Фаворит
С легким паром!
Тайны Востока
Массаж и релакс
Tantric
Будь здоров!
Дента-Ви

Публикации / Приключения / Человек в экстремальной ситуации /
Летающие мотороллеры
Автор: Александр ВОЛОДЕВ

Источник: журнал Колумб № 18 (2005)

Размещение на сайте – декабрь 2005 г.



Летом 1950 года конструкторы американских авиационных фирм «Локхид» и «Хиллер» получили заказ - в сжатые сроки разработать, изготовить и испытать модели принципиально новых летательных аппаратов, не имеющих крыльев, хвостового оперения, максимально бесшумных, способных маневрировать в самых сложных рельефах местности, перенося пилотов, экипированных автоматическим оружием, портативными бомбами и радиостанциями, на сравнительно небольшие расстояния.

Заказчик, а им являлось ЦРУ, поставил жесткие условия: пребывание в воздухе на высотах в метре от земли и полета не менее 45 минут, возможность вертикального взлета и посадки, габариты конструкции, не превышающие объем человеческого тела. При этом фирмы лишались права обмениваться какой-либо информацией.

Минул год. Фирмы рапортовали об успешном завершении работ. И члены правительственной комиссии - специалисты по аэродинамике, материаловедению, акустике, эргономике, поршневым двигателям, электротехнике, - собравшись на полигоне под Лос-Анджелесом, где был построен лабиринт из фанерных заборов и башен, наблюдали, как два платформоподобных аппарата играючи маневрируют между препятствиями, время от времени возносясь на сотни метров.

Было принято решение - после некоторых доработок наладить массовое производство изделий фирм-конкурентов, поставив их в равные условия. В расчет не бралось, что эксплуатация платформ требовала от пилотов специфического мастерства, была сопряжена со смертельным риском, так как управлялись аппараты... путем смещения тяжести тела человека и уменьшения или увеличения оборотов двигателей. Если к этому добавить то, что пилот должен был прицельно стрелять, метать бомбы, включать и выключать фотокамеру, становится понятным, почему конструктор и летчик Дональд Лакнер, один из тех, кто испытывал платформу, а позже участвовал в отработке методики маневрирования и зависания над лунной поверхностью, назвал эксперименты, продлившиеся до начала 60-х годов, хождением по канату в обнимку со смертью.

Но прежде, чем перейти к рассказу о его воздушных приключениях, коротко коснемся конструктивных особенностей изделия Тwin, как называли в ЦРУ летающую платформу.

На фотографии гражданского варианта Тwin, опубликованной в 1958 году в журнале «Техника - молодежи», хорошо видно, что пилот стоит на тесной круглой плите, держась одной рукой за достигающее уровня груди заграждение, другой - за ручку сектора газа, регулятора оборотов двигателей. Двигателей два. Вращаются они соосно. Размещены под плитой, забранные в кожух из легкого и прочного сплава. Имеются посадочные амортизационные стойки, не позволяющие аппарату заваливаться даже при посадке на крутые склоны. Естественно, гражданский вариант машины не предполагал наличия вооружения и металлорезиновых мешков с питьевой водой и бензином.

- Эти идиотские емкости, - не скрывает раздражения Дональд Лакнер, - мешали подбору центра тяжести, которую оседлавший этого чертова железного жеребца должен был чувствовать на клеточном уровне, чтобы не свернуть шею. Как этого избежать, если в баке пять литров бензина, за спиной еще десять литров жидкости в резиновых подушках. В живот упирается приклад пулемета, пристегнутого к поясному ремню. Вот и болтается в воздухе человек-функция, управляемый не собственным мозгом, а инстинктом самосохранения. Выполняешь поставленную задачу, после каждого полета из-за стрессов и перегрузок забывая почти все, что должен занести в отчет...

Тем не менее Лакнер недавно передал утратившие секретность отчеты в «Исторический бюллетень», издающийся Департаментом перспективных технических разработок МО США. Воспоминания ветерана опубликовали. Итак, 13 мая 1954 года пилот составил докладную записку в Бюро испытаний фирмы «Хиллер». Вот она:

«На полигоне построена горка высотой сорок метров. Скат горки отполирован до блеска. Требуется взлететь, зацепиться за ее верхнюю точку одной из лап посадочного устройства и из наклонного положения расстрелять три мишени, выложенные на земле белыми полотнищами. Дальше - веселее! Нужно отцепить лапу, взлететь и, скользя вниз по горке, выполнить бомбометание, стараясь попасть в открытые люки макетов вертолетов, укрепленных на тросах по правую и левую стороны от ската горки. Из-за ветра аппарат долго не подчинялся движениям моего тела, грозил опрокинуться. Но я все же поймал подходящий момент, прицелился и нажал на гашетку пулемета. Мишени расстрелял отлично. Отдачей от выстрелов аппарат швырнуло назад, потом вперед. Через бронированное стекло шлема я вплотную увидел поверхность ската горки, с которой защитное стекло все-таки соприкоснулось. Вектор тяги двигателей сработал таким образом, что еще секунда-две, и мне наверняка оторвало бы голову и раскрошило кости. В полузабытьи я резко, пронзаемый болью, отжался руками от ската. Вектор изменился. Аппарат шел вверх. Но бомбы! Пусть даже имитационные - они не безобидны. Во время моих кувырканий у одной вырвало чеку. Раздался хлопок взрыва. От детонации перехлестнуло винты, и аппарат рухнул на землю. Я умылся кровью. Жена моя - слезами. Смерть обошла стороной. Подфартило и в том, что железяка не набрала роковой высоты».

Пока ЦРУ стимулировало испытания, фирмы «Локхид» и «Хеллер» смогли только в 1957 году продать 35 летающих мотороллеров гражданским лицам, проживающим в сельской местности. Новинка, способная держаться в воздухе до получаса и потребляющая за это время чуть более четырех литров бензина, пользовалась бешеной популярностью. Любопытно, что гражданская модификация за пять лет эксплуатации ни разу сколь-либо серьезно не подвела своих владельцев.

На старте XXI века возобновлено опытное производство чудо-машины на основе новейших технологических решений Однако «отмотаем» время назад, чтобы ознакомиться еще с одной докладной запиской Дональда Лакнера, датированной 26 марта 1958 года:

«Использование летающей платформы в качестве эвакуационного средства весьма проблематично, потому что пилот и пассажир, даже стоя на ней, снабженной двигателем форсированной мощности, не могут синхронизировать положение своих тел, нужное для управления, отчего вероятны аварии, как в случае со мной и пилотом фирмы «Локхид» Бобом Мэрлоу».

А случилось вот что. Перед Лакнеро и Мэрлоу поставили задачу, взяв на борта платформ солдат ВВС, - пролететь 30 метров по прямой, сделать резкие подскоки и преодолеть обесточенную линию электропередачи. На подлете к опорам платформу Лакнера начало раскручивать против часовой стрелки. Высота была небольшой. «Прыгай!» - крикнул Дональд пассажиру. Испуганный солдат мертвой хваткой вцепился в него. Лакнер не растерялся: отстегнул привязные ремни и выключил двигатели. Платформа, сделав несколько оборотов, зарылась в толстый слой стекловолокна, для страховки сваленного под опорами. Это и спасло. Но вот Мэрлоу и его пассажир погибли, оттого, что недопустимо перегруженные двигатели платформы снизили обороты как раз в верхней точке, над проводами ЛЭП. Все рассыпалось, обратилось в крошево.

«Лучше бы я этого кошмара не видел, - вспоминал Лакнер, погибли отличные парни, было похоронено отличное техническое решение Вот уж действительно, прогресс, оплаченный кровью».

Из-за перегруженности автомагистралей в ближайшие десять лет жители крупных мегаполисов будут вынуждены прибегнуть к управляемым компьютерами безопасным и комфортным летающим платформам, уверен король технических прогнозов, американец Вернер Крамер. Это не пустые слова. Недавно звездам Голливуда продемонстрировали крошечную чудо-машину. Пилот в положении стоя закручивал на ней мертвые петли и с выключенными двигателями, переведенными в режим авторотации, совершал мягкие посадки. Технологический прорыв, таким образом, снизил риск до минимума, если вообще не свел его на нет.
Публикации / Приключения / Человек в экстремальной ситуации /
LA Fitness
Гринвэй-Тур
Куклы
Фэн Шуй

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: