Публикации
Полезные советы
Энциклопедии
Школа мастерства
Каталог сайтов
Женский портал

El Gusto

Московская Горка





Юмор
Развлечения
Затейник
Сценарии от Зайцева

Реверанс

Трилос




Главная
Фото & Видео
Сауны
Карта сайта
Свадебный марафон
Информационно-познавательный портал
Услуги
Магазины
Афиша
Выставка
Артисты

Имидж и красота
Жара
С легким паром!
Евротель
Массаж и релакс
Шелковый путь
Будь здоров!
Эскулап

Публикации / Приключения / В поисках сокровищ /
Клад Святой Бригитты
Автор: Андрей НИКИТИН

Источник: журнал Колумб № 15 (2005)

Размещение на сайте – декабрь 2005 г.



Если вам представится случай побывать на Карельском перешейке, непременно задержитесь на берегах Черной речки, что протекает недалеко от Зеленогорска. Эти живописные окрестности хранят много тайн и многое могут поведать заинтересованному и любознательному человеку. Руины церкви, островки старых могил, следы ухоженных когда-то русских дач и финских деревень видны невооруженным глазом. А если взять в руки лопату и копнуть поглубже, то можно найти немало интересного и даже ценного.

Первые поселения в этих местах появились в IX веке нашей эры. В те далекие времена здесь господствовали викинги. Отряды бесстрашных и беспощадных завоевателей, удачливых морских торговцев захватили Балтику и стали продвигаться дальше на юг. Викинги проложили новый морской торговый путь из Скандинавии на Ближний Восток, известный в истории как путь «из варяг в греки». Начинался он в Стокгольме, шел по Балтике и Финскому заливу, затем через Карельский перешеек в Ладожское озеро. Именно по Черной речке, через небольшие водные протоки Карельского перешейка, можно было на корабле попасть в Ладогу. Далее путь пролегал по Волхову и другим рекам до Днепра, впадавшего в Черное море. Конечной точкой путешествия был богатый средиземноморский город и порт Хайфа.

Торговый маршрут соединял холодный, суровый Север со щедрым и пестрым Югом. Но общение и торговля были возможны только водным и морским путем. Ладьи, буера, дракары начинали здесь свой долгий путь на юг. Корабли были небольшие, низкобортные - для удобного переноса по земле на волоках. Но достаточно надежные и быстроходные, оснащенные веслами и парусами. Весь путь «из варяг в греки», от Стокгольма до Хайфы, занимал 150 дней. Через каждый день пути варяги имели остановку на берегу. Одна из их постоянных стоянок находилась в устье Черной речки.

Вначале XI века здесь появились шведы. Собственно говоря, это были те же самые викинги, только принявшие христианство и цивилизацию. Занимались они тем же - морской войной и торговлей. Девять километров течения реки от истоков до впадения в Финский залив шведы назвали «Путем святой Бригитты».

В устье Черной речки была устроена гавань и возведен небольшой деревянный замок. Его гарнизон состоял из 40 рыцарей и 60 кнехтов. Рядом селились мирные жители: торговцы, землепашцы, бортники. Замок Святой Бригитты выполнял функции таможни и пограничного укрепления. Все суда, следовавшие торговым путем, останавливались здесь и платили пошлину. На торговой площади можно было обменять золотые арабские динары, персидские дарики и византийские цехины на европейское серебро. Активно велась торговля беличьими шкурками и другими мехами.

Вокруг замка находились поселения финнов и карел, которые все еще оставались язычниками. Они жили в деревянных домах, углубленных в землю и обогреваемых печами, сложенными из камней. На высоких берегах Черной речки язычники сооружали святилища и приносили жертвы своим богам. И сама река считалась у финнов священным местом. Благодаря темноокрашенным органическим веществам и наличию большого количества окислов железа вода в реке имела необычный темный цвет.

С особым трепетом язычники относились к короткому северному лету. В июне берега Черной речки покрывались белыми кустами черемухи. Это было сигналом для начала празднований. Жители финских поселений в светлые «белые ночи» ходили по лесу и искали волшебные травы, распевали старинные руны, жгли костры. Кульминацией языческих игрищ становился день Юханнуса, сегодня известный как день Ивана Купалы.

Накануне молодые девушки искали в ночном лесу цветок папоротника, который по легенде расцветает только ночью. Считалось, что нашедшая цветок девушка скоро встретит своего суженого. Из ярких разноцветных цветов плелись венки и гирлянды. Для красного венка использовались яснотки и волчник, оранжевого - донник и бессмертник, зеленый плелся из хмеля, голубой - из незабудок. Венки бросали в воды Черной речки, и ее быстрое течение уносило их в Финский залив. В ночь на купальницу устраивались танцы с прыжками через разведенные костры, мужчины и женщины пили пиво, мед. В ночь на Юханнуса было позволено все.

Рыцарей-крестоносцев из замка Святой Бригитты раздражали эти языческие гульбища. И они решили положить им конец. В очередной день Юханнуса отряд рыцарей неожиданно напал на праздничную толпу и рассеял ее. Местные колдуны и чародеи были посечены мечами. Крестоносцы разорили языческие капища и сбросили каменных истуканов в воды реки. А сам праздник запретили.

Ответной реакцией стало вооруженное выступление финнов и карел. Они осадили замок Святой Бригитты. Пуская стрелы с горящей паклей на наконечниках, восставшие подожгли деревянные стены. Затем они ворвались в замок и перебили всех рыцарей. Богатая торговая фактория была уничтожена.

Только летом 1293 года новый отряд крестоносцев под командованием Торкеля Кнутсона высадился на земле Карельского перешейка. Захватив финско-карельское поселение, они стали строить каменную крепость, назвав ее Выборгом. Восстанавливать замок Святой Бригитты шведы не стали. Но их очень интересовала судьба сокровищ, хранившихся в замке.

Рыцари совершили несколько набегов ни финнов и карел, живших у Черной речки. Захваченных пленных они жестоко пытали, пытаясь выяснить судьбу ценностей. Но ничего существенного установить не удалось.

Скорее всего в самом начале осады гарнизон закопал имевшееся в замке золото и серебро в землю или укрыл в старом колодце. Однако найти крестоносцам ничего не удалось.

Легенда о кладе святой Бригитты имела широкое хождение среди местных жителей даже спустя 600 лет после описанных событий. Поисками клада в начале XX века пытались заниматься известные русские писатели Л.Андреев и Д.Мережковский, химик Д.Бекетов, имевшие собственные дачи в этих местах. Но их постигла неудача.

Район возможного захоронения клада составляет площадь всего четыре квадратных километра. Но поиски осложняет каменистая и заболоченная почва.

Возможно, часть прежней береговой линии затоплена водой. Однако при использовании современной техники все же есть надежда на успех.
Публикации / Приключения / В поисках сокровищ /
Кунг-фу Хонг-За
Катюша трэвел
Веселые ребята
Амплуа

2005-2007 ©
2005-2007 ©
Досуг в Екатеринбурге: Рейтинг сайтов

Реклама: